Часто у жителей многоквартирных домов возникают вопросы, которые касаются статуса домофона как общего имущества и связаны с проблемами ответственности за его содержание и обслуживание.
Домофон — это не только техническое устройство (оборудование) дистанционного доступа в подъезд, но и сложное электронно-механическое запирающее устройство, устанавливаемое на входную дверь и используемое собственниками квартир ежедневно.
Домофон отвечает признакам общедомового имущества, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в доме.
Состав общего имущества определяется в договоре управления, как и перечень работ по содержанию такого имущества.
Минстрой выделяет две ситуации, от которых зависит, как должна начисляться плата:
- если техническое обслуживание домофона предусмотрено договором управления, то оплата уже входит в состав ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
- если в договоре в перечне работ по содержанию и ремонту общедомового имущества нет технического обслуживания запирающего устройства, то для начисления платы нужно решение общего собрания собственников и заключение отдельного договора с управляющей организацией или со сторонней организацией, обслуживающей домофон.
В этом случае плата за домофон, порядок её изменения, порядок внесения платы указывается в таком договоре. (Письмо Минстроя РФ от 11 апреля 2016 г. № 10686-АТ/04)
Вне зависимости от того, пользуетесь ли вы домофоном, сама система, включающая входную дверь с блоком питания, вызова и управления является общедомовым имуществом, за обслуживание которым начисляется оплата.
А вот установить домофонную трубку (переговорное устройство, находящееся в квартире) вас заставить не могут. Поэтому оплачивать услугу по принудительной установке трубки не требуется.